Что должен знать педагог о своих воспитанниках
Б.Б. Егоров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, Р.С. Есаян, кандидат педагогических наук
5-8 лет |
|
Физическое развитие |
Руки и ноги растут быстрее тела. Общие управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к семи годам |
Особенности поведения |
Высокий уровень активности. Стремление к общению вне семьи. Желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо. Понимание различий между полами. Стремление получить время для самостоятельных занятий. Ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным |
Советы |
Организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега, развитие умения лазать и пользоваться качелями. Использование ритмических видов деятельности, пение, драматические постановки. Обучение правильным навыкам труда. Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении. Предоставление детям свободы действия, развитие различных способностей |
9-11 лет |
|
Физическое развитие |
Рост девочек опережает рост мальчиков. Первоначально мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее |
Особенности поведения |
Стремление мальчиков к лидерству. Дети энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны, нуждаются в постоянной деятельности. Часты беспокойные состояния. Любят коллективные игры, шумны, влюбчивы, боятся поражения, чувствительны к критике. Интересы постоянно меняются, Мальчики играют с девочками, соперничают с ними Дети начинают осознавать нравственные нормы. Пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг |
Советы |
Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале. Использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности. Организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам. Физическое развитие Особенности поведения Организация разумного руководства, разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру. Стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей |
12-14 лет |
|
Физическое развитие |
Девочки, обычно выше мальчиков Половое созревание. Быстрый рост мускулатуры. Девочки менее активны |
Особенности поведения |
Мальчики склонны к групповому поведению Дети испытывают внутреннее беспокойство Девочки и мальчики дразнят друг друга. Мнение сверстников более важно, чем мнение взрослых Дисциплина может страдать от «группового» авторитета. Стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды Сопротивление критике. Появляется интерес к заработку |
Советы |
Организация коллективных игр, различных для мальчиков и девочек. Предпочтение спортивным играм. Использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий |
15-16 лет |
|
Физическое развитие |
Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями |
Особенности поведения |
Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками. Крайности в поведении, например «Я знаю все! |
Советы |
Оказание помощи старшим подросткам в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками |