Организационно-методическое обеспечение и сопровождение проектной деятельности в начальной школе

2. Организационно-методическое обеспечение и сопровождение
 проектной деятельности в начальной школе.

 

Служба методического обеспечения

Руководитель: зам. директора по УВР Л.В. Муль

В.И. Биушкин – методист по проектной работе

Методисты гимназии

Кураторы проектов

 

Информационное обеспечение

Постоянно действующие «переговорные площадки» для организации взаимодействия участников образовательного процесса:

Информационный стенд,  собрания, совещания и пр.

Электронный дневник учащегося,
 сайт методической службы

Индивидуальные консультации, постоянно-действующий семинар (ПДС)
«Проектная деятельность
в гимназии»

Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

 

·        компьютерная и мнодительная техника

·        современная библиотека с читальным залом, с возможностью работы на стационарных компьютерах,  медиатека,  средства сканирования и копирования необходимых материалов, доступ в Интернет из любого кабинета гимназии,
в т.ч., по
wifi

·        цифровая лаборатория и естественно-научная лаборатория,  гимназическая газета,  школьное телевидение и радио

·        постоянно обновляемый сайт гимназии, ЭДУ

·        помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (в т. ч. робототехникой),  музыкой, хореографией, изобразительным и драматическим искусством

·        сборники тезисов научно-мисследовательских работ учащихся

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Освоение проектной технологии

Научно-практическая гимназическая конференция

Сборники проектных работ учащихся гимназии

Районные и городские семинары на базе гимназии

Фестиваль
 «ИТ в проектах»

Банк цифровых ресурсов (проектные работы) в школьной сети и в сети Интернет

Освоение проектной технологии.

В подготовке проектов в 2012-2013 учебном году приняли участие более 50% учащихся гимназии. Особенностью участия учащихся начальной школы было то, что они создавали, как правило, групповой творческий либо практико-ориентированный проект. Для данного возраста характерно сочетание общей дисциплины и свободы выбора. Дисциплина предполагает выбор одной темы на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой. Свобода выбора означает свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов. Примеры тем: «Вода», «Профессии», «Первобытный мир», «Сказочные герои», «Изобретения», «Дом», «Школа», «Книги», «Космос», и т. д.  Особенность  реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что для этого возраста организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты.    Кураторы проектной деятельности в начальной школе:

           организуют семинары для учителей по проектной деятельности;

           осуществляют консультативную помощь;

           формируют  проектные группы на основе списков учащихся, являющимися исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей проектных групп;

           рецензируют проекты, предоставленные  руководителями проекта;

           осуществляют подготовку учащихся начальной школы к участию в научно-практических конференциях.

Для ресурсной поддержки проектной деятельности школьников подготовлены примерные темы проектов по основным направлениям работы гимназии.

XVI Научно-практическая гимназическая конференция в 2013г (проводится с  1998г)

Конференция, как и раньше, была разбита на два этапа: «малая» конференция прошла 12 мая. В ней приняли участие  учащиеся 2 — 7-х классов. Трехлетний опыт проведения отдельной «малой» конференции показал целесообразность ее сохранения в перспективе.  «Большая» конференция (для 8 — 11-х классов) прошла 28 апреля. Секции были сформированы в основном по межпредметно-циклическому принципу с учетом типа проекта. Были представлены проекты практически по всем учебным дисциплинам.  В каждой из 13 секций презентации результатов своей исследовательской работы сделали по 4-5 гимназистов. Все проекты, заявленные на конференцию, оказались весьма высокого уровня и подтвердили правильность решения о переходе к проектной деятельности. Победителям секций были вручены сборники исследовательских работ гимназистов за прошлый учебный год. Тезисы работ победителей этого года будут, в свою очередь, опубликованы в сборнике ученических исследовательских работ. На совещании педагогического коллектива по итогам НПК отмечалась блестящая организация работы секций руководителями: Ластовской Г. С., Карповой Г. Н., Федосеевой Л. М., чей творческий, продуманный подход к проведению НПК стал залогом успешной работы гимназистов. Опыт работы показал, что учащиеся педагогов: Слепневой И. И. (нач.школа),  Мажарской В. А. (нач.школа),  Кулагиной Е. В., (нач.школа), 
Храмцовой Н. А., Веретенниковой Т.В., Чучунковой М. В.,Чуевой Е. В., Стоговой И. Н.,Кондратьевой И. А.,  Васильевой И. А., Печериной С. В., Слепневой И. И., , Биушкина В. И., Синюкаевой Е. А.,  Дусь Е.В., Затонской И. С., Александровой И.Н.,  Карповой Г.Н. делают большие успехи в решении собственных проектных задач, все они заслуженно отмечены по итогам работы НПК.

Необходимо отметить, что важным элементом работы по подготовке к НПК стала — разработка формы экспертного заключения, содержащего  критерии оценивания проекта. Данное экспертное заключение учитывает оценку представленной работы и  оценку выступления участника. Оно также учитывает качество представления работы (обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности,     определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения, соответствие содержания сформулированной теме,   поставленным целям и задачам, аргументированность работы, применение разнообразных методов исследования, практическая значимость работы, оригинальность решения проблемы, логичность построения работы, соответствие выводов полученным результатам). Следующий параметр — оценка выступления (логичность выступления, компетентность докладчика,   умение излагать свои мысли грамотно без речевых и грамматических ошибок, умение вести дискуссию, корректно защищать свои идеи, полнота ответов на вопросы комиссии и слушателей). В целях повышения объективности работы, унификации требований к выступлениям,  выработаны критерии к каждому типу учебного проекта (информационного, исследовательского, практико-ориентированного, творческого). Данный вид оценивания работ учащихся получил высокую оценку коллег, рекомендован к использованию в будущем.

 

В 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 гг. в гимназии выпущены  сборники тезисов исследовательских проектов. В сборниках представлены работы победителей секций гимназической научно-практической конференции и авторефераты интегрированных работ (в т. ч. учащихся начальной школы).  Палитра тем и направлений представленных изысканий свидетельствует о разнообразии интересов сегодняшних гимназистов и стремлении охватить как можно более широкий спектр актуальных проблем. И формулировки тем, и содержание самих проектов, и защита работ наглядно продемонстрировали весьма высокий уровень зрелости учащихся. В сборнике также размещены материалы о проектной  деятельности. По итогам каждого  учебного года планируется подготовить очередной сборник, куда будут включены лучшие проекты, с которыми гимназисты выступали на конкурсах и конференциях разного уровня, включая гимназическую научно-практическую конференцию.Сборники тезисов исследовательских проектов

Внешняя материальная фиксация – основа преемственности проектной деятельности в ОУ. За это время уже сложились определенные традиции, ритуалы (проведение НПК в новой форме, разработана форма сертификата участника проекта и диплома победителя НПК т. д

 

VII гимназический фестиваль «ИКТ в проектах»

(проводится с 1997г)

Показателем положительной динамики в освоении проектной технологии, демонстрацией блестящих результатов коллег в данном виде деятельности является ежегодный гимназический фестиваль «ИКТ в проектах», отв. — заместители директора Афанасьева И. Н. и Муль Л. В. по итогам учебного года. Показательным является то, что на протяжении первых 5 лет фестиваль проводился с целью обобщения передового опыта использования ИКТ в образовательной деятельности, а, начиная с 2011г, акцент перенесен на использование ИКТ в проектной работе.

 На фестивале обобщается опыт  года проектной деятельности учащихся в гимназии, анализируется все типы проектов, получившие свое развитие в гимназии, награждаются лучшие кураторы проектов. По итогам текущего учебного года планируется проведение нового фестиваля «ИКТ в проектах», целью которого станет не просто обобщение опыта работы за год, а прежде всего анализ новых направлений проектной деятельности в гимназии. Нашими учителями созданы уникальные проекты, объединившие детей не только разных классов и параллелей, но и различных школ. Например, проект «Вспоминая о былом…», кураторы  — Печерина С. В., Горбылева Т. И. (тип проекта-творческий, межшкольный, сетевой). В проекте приняли участие учащиеся 1-4 и 5-10 классов. Проект посвящен столетию марша «Прощание славянки». Данный проект межпредметный (история, музыка, изобразительное искусство, этикет). Проект представлен в виде сайта, где рассказана история создания марша, описана эпоха, в которой был создан марш, его исторический столетний путь. Адрес проекта в Интернете:   http://www.izo-project.narod.ru/

Данный проект — надпредметный  (социальная адаптация, активная гражданская позиция учащихся).  Подобные проекты способствуют приобщению детей к культурному наследию, развитию адекватной самооценки, формированию позитивной  Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее  результатов), развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков, решению профориентационных задач, решают проблемы патриотического воспитания современного школьника, воспитания уважения к людям старшего поколения, развитию коммуникативных способностей учащихся. 

 

Районные и городские и семинары на базе гимназии

1.    Районный семинар-практикум «Проектная деятельность учащихся в образовательном процессе. Содержание проектной деятельности: задачи по возрастам». (Подготовлен совместно с Ресурсным  центром  ГОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района). Декабрь 2011г

2.    Городской семинар «Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС». Участники семинара познакомились не только с теоретической, но и с практической частью (практическая часть семинара представлена работой «малой» научно-практической конференции, которая проводилась открыто для всех желающих Московского района и вызвала большой интерес собравшихся. —  19 апреля 2013

1.    Городской семинар «Использование Мимио-оборудования на уроках по ОС «Школа 2100″. —  11 июня 2013  года

 

 

Конечно, проектная деятельность в гимназии только разворачивается, возникают проблема перегрузки учащихся, возрастает нагрузка на учителя.  Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям  минимум. Необходимо поддержать интерес к проекту на всех этапах работы, учащиеся не всегда готовы довести начатое до конца. Необходимо учесть, что учащимся сложно выбрать тему проекта, выйти на аналитический уровень осмысления проблемы, уложиться в установленные сроки, требуется постоянный мониторинг, коррекция проектной деятельности, расширение масштабов деятельности. Вместе с тем, можно уже с уверенностью утверждать, что проектная деятельность прочно вошла в жизнь нашей гимназии.