Система работы гимназии №524 по организации групповой проектной деятельности в начальной школе

 

     Целью образования в современных условиях становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Новый стандарт предполагает уменьшение роли классно-урочной системы в школе. В связи с этим, с 1 по 11 класс предусмотрена проектная деятельность,  способствующая развитию и воспитанию личности ребенка, способного к самоидентификации и осмыслению своих ценностных приоритетов. Таким образом, происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: общеинтеллектуальное,  духовно-нравственное, общекультурное, социальное, спортивно-оздоровительное.  

Проектная деятельность – составляющая каждого из направлений внеурочной деятельности.

Решительный поворот к проектной деятельности в гимназии произошел недавно (решение  о введении проектной деятельности  в ОУ на всех ступенях общего образования принято методическим советом гимназии в сентябре 2011 г.). На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о сформированной и реально  функционирующей системе проектной  деятельности. Сегодня проектная деятельность — реальность во всех классах гимназии первой ступени обучения. Что же позволило так быстро наладить данный вид работы в гимназии?

Среди комплекса причин быстрого и успешного перехода к проектной деятельности на этапе НОО можно выделить давние традиции исследовательской деятельности в гимназии. В современном стремительно меняющемся мире способность к исследованию, исследовательской деятельности рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности индивидуума в любой сфере деятельности, как одна из составляющих стиля жизни современного человека. Поэтому введение учащегося в исследовательскую деятельность, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Стремление выделить, поддержать  учащихся, интересующихся различными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска, помочь раскрыть свои способности, реализовать возможности, предопределили создание в гимназии научного общества, развертывание широкомасштабной исследовательской деятельности уже с 1996 года, когда исследовательская деятельность становится обязательным видом самостоятельной работы учащихся.  

К факторам, обусловливающим успешность исследовательской деятельности учащихся гимназии,  относятся:

        добровольность выбора темы учащимися;

        максимальная самостоятельность гимназиста в процессе проведения исследования;

        компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой.

         Обязательной компонентой исследовательской деятельности гимназистов является публичная защита их исследовательских  работ.  Защита проходит  на гимназическом уровне (гимназическая научно-практическая конференция),  на конкурсах и конференциях различного уровня («Сахаровские чтения», «Интеллектуальное  Возрождение», «Молодые ученые 21 века», «Сервантесовские чтения», «Твори, выдумывай, представляй», «Многонациональный Санкт-Петербург», межгимназические конференции, конкурсы исследовательских работ районного и регионального уровня, т. д.).

       Исследовательский тип проектной деятельности — важнейшая составляющая научной жизни гимназии сегодня.  Более 10 лет учащиеся гимназии одерживают победы, занимают призовые места на конкурсах и конференциях различного уровня. Немаловажным фактором остается уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и учителей гимназии, осознание гимназистами значимости и полезности этого вида работы.  Исследовательская деятельность в гимназии престижна, младшие школьники присутствуют на защите исследовательских работ старшеклассников, на награждении победителей, знакомятся с работами в школьном архиве. Этим объясняется значительный процент именно исследовательских проектов среди всех остальных типов проектов, выполняемых учащимися не только старшей, но и основной школы. В 2012-2013 учебном году из 13 секций «большой» школьной научно-практической конференции  (учащиеся 7-11 классов) в семи секциях учащиеся представляли исследовательские проекты.  Даже на «малой» научно-практической конференции, в которой участвовали школьники 2-7 классов,  исследовательские работы  составили 30%.   Наиболее яркими в этой области были следующие работы учащихся начальной школы:

— групповой проект учащихся 3-б класса «Гаджеты в нашей жизни»;

  групповой проект учащихся 3-в класса «Как кошки помогают в борьбе со стрессами»;

— Чуев Андрей (4-г  класс) «История страны  в истории моей семьи»;

  Тюльпанов Глеб (4-б класс) «Что такое мёд?»;

групповой проект учащихся 4-г класса «Береги зубы смолоду»;

групповой проект учащихся 4-б класса «Вредные вкусности».

            В гимназии создан архив лучших работ учащихся, в свободном  доступе на различных носителях (бумажных, электронных) представлены лучшие работы. Ресурсы школьной медиатеки  востребованы, широко используются учащимися гимназии на различных этапах создания исследовательских проектов.

       Проектная деятельность — специфическая форма творчества и универсальное средство развития человека — расширила возможности и учащихся, и преподавателей.  У учащегося формируется стойкое убеждение в том, что реализуемый им учебный проект —  это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проект позволяет проявить себя в группе, паре, индивидуально. Проект позволяет самостоятельно определить цель,  рассчитать свои силы, приложить свои знания, продемонстрировать достигнутый результат.  Учебный проект или исследование, с точки зрения учителя, — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и, тем более, житейский опыт.

           Решительный поворот к проектной деятельности в гимназии потребовал кардинальной перестройки всей методической работы, как по форме, так и по содержанию.